«„Партаки“ из подполья»: социально-экономические предпосылки существования теневого сегмента бьюти-индустрии на примере процедур эстетических боди-модификаций в современной России
Научная статья
Для цитирования
Очерет А. Ю. «„Партаки“ из подполья»: социально-экономические предпосылки существования теневого сегмента бьюти-индустрии на примере процедур эстетических боди-модификаций в современной России // Петербургская социология сегодня. 2024. № 26. С. 24-55. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-26.nx07-gd97 EDN: NQIZRT
Аннотация
Современная бьюти-индустрия является многогранной и быстро развивающейся отраслью, объединяющей под собой многообразие косметических и косметологических услуг. На примере таких инвазивных и подразумевающих контакт с кровью бьюти-процедур, как эстетические боди-модификации (пирсинг и художественное татуирование), были рассмотрены предпосылки принятия решений о пользовании услугами боди-модификаций теневого сегмента бьюти-индустрии и механизмы риск-менеджмента потребителей в условиях повышенных медицинских рисков. На основе полуструктурированных интервью с совершеннолетними потребителями услуг художественного татуирования и пирсинга у специалистов неформального сегмента (N = 17) были выделены следующие социально-экономические предпосылки предпочтения специалистов «на дому»: экономия, невысокий уровень доверия к салонной индустрии, элементы экономики впечатлений и их отражение в неформальных обстоятельствах процедуры, стремление к уединенной ритуальной обстановке, а также приоритизация художественного вкуса и мастерства специалиста над возможными рисками. Потребители воспринимают медикализированные риски процедур как минимальные, при этом опасаются насильственных рисков и рисков эстетических издержек. Три типичных сценария вовлечения в теневой сегмент услуг боди-модификаций включают в себя поиск специалиста через межличностные сети, поиск мастера на специализированных платформах и потребление услуг боди-модификаций в «третьем месте». Во всех случаях в инициации первого контакта клиента со специалистом определяющей оказывается роль посредника. Реципрокная экономика боди-модификаций выполняет в том числе функции вовлечения в определенные социальные группы. Основные субъективные мотивы домашней экономики боди-модификаций — экономия и рекреационная деятельность.
Ключевые слова:
бьюти-индустрия, боди-модификации, татуирование, пирсинг, неформальная экономика, теневой сегмент бьюти-индустрии
Литература
Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: понятие, история изучения, исследовательские подходы // Социологические исследования. - 2012. - № 2. - С. 31-39.
Барсукова С. Ю. Вынужденное доверие сетевого мира // Полис. Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 52-60.
Барсукова С. Ю. Структура и институты неформальной экономики // Социологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 118-134.
Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. - 2012. - Т. 13, № 2. - С. 99-111.
Бюссе С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. Социология. Этнология. - 2002. - Т. 11, № 2. - С. 93-104.
Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Theory, Culture and Society. - 1992. - Т. 9, № 1. - С. 97-123.
Воробьёва Е. С. Татуирование как объект социологического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. 19, № 3. - С. 148-161.
Воробьёва Е. С. Формирование мотивации к татуированию как механизм конструирования идентичности // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 6. - С. 41-47.
Воробьёва Е. С. Татуирование как объект социологического исследования. Теоретико-методологические аспекты: дис. ... канд. социол. наук. — М., 2018. - 333 с.
Воробьёва Е. С. О теоретических основаниях изучения современного татуирования: опыт типологизации // Вопросы социальной теории. — 2018. — № 10. — С. 90-100.
Гаврилов К. А. Социология восприятия риска. — М.: Ин-т социологии РАН, 2009. — 240 с.
Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. — 2009. — Т. 10, № 4. — С. 31-50.
Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. — М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. — 336 с.
Пайн Б. Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 368 с.
Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. — 2003. — Т. 4, № 5. — С. 34-53.
Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et contra. — 1999. — Т. 4, № 1. — С. 5-24.
Симонова О. А. Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд // Журнал исследований социальной политики. — 2013. — Т. 11, № 3. — С. 339-354.
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Лукина А. А., Мелианова Е. Г., Тюлюпо А. В. Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных» // Экономическая социология. — 2019. — Т. 20, № 3. — С. 25-65.
Alter-Muri S. The body as canvas: Motivations, meanings, and therapeutic implications of tattoos // Art Therapy. — 2020. — Vol. 37, no. 3. — P. 139-146.
Atkinson M. Tattooing and civilizing processes: body modification as selfcontrol // Canadian Review of Sociology / Revue canadienne de sociologie. — 2004. — Vol. 41, no. 2. — P. 125-146.
Geertz C. The bazaar economy: Information and search in peasant marketing // The sociology of economic life. — 2018. — P. 118-124.
4Jenkins H. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2009. — 145 p.
Lupton D. Sociology and risk // G. Mythen, S. Walklate (eds.). Beyond the risk society: Critical reflections on risk and human security. — Maidenhead: Open University Press, 2006. — P. 11-24.
Lupton D. Risk and emotion: towards an alternative theoretical perspective // Health, Risk & Society. — 2013. — Vol. 15, no. 8. — P. 634-647.
Oldenburg R., Brissett D. The third place // Qualitative Sociology. — 1982. — Vol. 5, no. 4. — P. 265-284.
Tierney K. J. Toward a critical sociology of risk // Sociological Forum. — 1999. — Vol. 14. — P. 215-242.
Turner B. S. The possibility of primitiveness: Towards a sociology of body marks in cool societies // Body & Society. — 1999. — Vol. 5, no. 2-3. — P. 39-50.
Барсукова С. Ю. Вынужденное доверие сетевого мира // Полис. Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 52-60.
Барсукова С. Ю. Структура и институты неформальной экономики // Социологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 118-134.
Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. - 2012. - Т. 13, № 2. - С. 99-111.
Бюссе С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. Социология. Этнология. - 2002. - Т. 11, № 2. - С. 93-104.
Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Theory, Culture and Society. - 1992. - Т. 9, № 1. - С. 97-123.
Воробьёва Е. С. Татуирование как объект социологического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. 19, № 3. - С. 148-161.
Воробьёва Е. С. Формирование мотивации к татуированию как механизм конструирования идентичности // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 6. - С. 41-47.
Воробьёва Е. С. Татуирование как объект социологического исследования. Теоретико-методологические аспекты: дис. ... канд. социол. наук. — М., 2018. - 333 с.
Воробьёва Е. С. О теоретических основаниях изучения современного татуирования: опыт типологизации // Вопросы социальной теории. — 2018. — № 10. — С. 90-100.
Гаврилов К. А. Социология восприятия риска. — М.: Ин-т социологии РАН, 2009. — 240 с.
Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. — 2009. — Т. 10, № 4. — С. 31-50.
Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. — М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2000. — 336 с.
Пайн Б. Д., Гилмор Д. Х. Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 368 с.
Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. — 2003. — Т. 4, № 5. — С. 34-53.
Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et contra. — 1999. — Т. 4, № 1. — С. 5-24.
Симонова О. А. Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд // Журнал исследований социальной политики. — 2013. — Т. 11, № 3. — С. 339-354.
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Лукина А. А., Мелианова Е. Г., Тюлюпо А. В. Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы: исследование конкурсов с помощью «больших данных» // Экономическая социология. — 2019. — Т. 20, № 3. — С. 25-65.
Alter-Muri S. The body as canvas: Motivations, meanings, and therapeutic implications of tattoos // Art Therapy. — 2020. — Vol. 37, no. 3. — P. 139-146.
Atkinson M. Tattooing and civilizing processes: body modification as selfcontrol // Canadian Review of Sociology / Revue canadienne de sociologie. — 2004. — Vol. 41, no. 2. — P. 125-146.
Geertz C. The bazaar economy: Information and search in peasant marketing // The sociology of economic life. — 2018. — P. 118-124.
4Jenkins H. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2009. — 145 p.
Lupton D. Sociology and risk // G. Mythen, S. Walklate (eds.). Beyond the risk society: Critical reflections on risk and human security. — Maidenhead: Open University Press, 2006. — P. 11-24.
Lupton D. Risk and emotion: towards an alternative theoretical perspective // Health, Risk & Society. — 2013. — Vol. 15, no. 8. — P. 634-647.
Oldenburg R., Brissett D. The third place // Qualitative Sociology. — 1982. — Vol. 5, no. 4. — P. 265-284.
Tierney K. J. Toward a critical sociology of risk // Sociological Forum. — 1999. — Vol. 14. — P. 215-242.
Turner B. S. The possibility of primitiveness: Towards a sociology of body marks in cool societies // Body & Society. — 1999. — Vol. 5, no. 2-3. — P. 39-50.

Статья
Поступила: 18.12.2024
Опубликована: 24.12.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Очерет, А. Ю. (2024). «„Партаки“ из подполья»: социально-экономические предпосылки существования теневого сегмента бьюти-индустрии на примере процедур эстетических боди-модификаций в современной России. Петербургская социология сегодня, (26), 24-55. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-26.nx07-gd97
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ