Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера)
Научная статья
Для цитирования
Сергеева О. В. Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера) // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 35-40. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-18.p9sy-0w63 EDN: BACUOY
Аннотация
Автор рассматривает идеи феноменологии чтения немецкого теоретика литературы В. Изера (1926-2007), с целью сравнения практики чтения традиционных линейных и новых нелинейных текстов, вошедших в обиход благодаря компьютерной технологии. Поколения, воспитанные в эпоху преобладания книжного чтения, часто опасаются «мозаичности» восприятия реальности цифровыми поколениями, которые оперируют преимущественно гипертекстами. Мозаичность и смысловые разрывы характеризуют не только гипертекст. Феноменология чтения обращает внимание на активность читателя по созданию связного впечатления от читаемого произведения. То есть любой текст, а не только компьютерный, предполагает точки переходов и пробелов в повествовании, что активизирует горизонт ожиданий читающего. Автор делает вывод, что принципиальное отличие практики чтения гипертекста от обычного — в неограниченности рамками начала и конца повествования и, следовательно, в сложности разделения текста и контекста.
Ключевые слова:
чтение, гипертекст, линейный текст, феноменология чтения
Литература
Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.
Carusi A. Textual Practitioners: A comparison of hypertext theory and phenomenology of reading // Arts and Humanities in Higher Education. 2006. N 5 (2). P. 163–180.
Iser W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978. 239 p.
Nelson T. The Hypertext // Proceedings of the World Documentation Federation, 1965 (Цит. по Gunder A. Hyperworks. On digital literature and computer games // Publications from the section for sociology of literature at the department of literature Uppsala University. 2004. № 48. 424 p.).
Carusi A. Textual Practitioners: A comparison of hypertext theory and phenomenology of reading // Arts and Humanities in Higher Education. 2006. N 5 (2). P. 163–180.
Iser W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978. 239 p.
Nelson T. The Hypertext // Proceedings of the World Documentation Federation, 1965 (Цит. по Gunder A. Hyperworks. On digital literature and computer games // Publications from the section for sociology of literature at the department of literature Uppsala University. 2004. № 48. 424 p.).

Статья
Опубликована: 10.04.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Сергеева, О. В. (2022). Как мы читаем гипертекст? (ответы феноменологической теории В. Изера). Петербургская социология сегодня, (18), 35-40. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-18.p9sy-0w63
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ